В нашей стране действует институт присяжных заседателей

28 февраля 2024

В нашей стране действует институт присяжных заседателей, существо которого заключается в законодательно регламентированном привлечении представителей общества, граждан, не являющихся профессиональными судьями и представляющих различные слои населения, к осуществлению правосудия по уголовным делам. Фактически это предполагает возможность участия гражданина в осуществлении одной из важнейших государственных функций - функции отправления правосудия.

Правом на рассмотрение уголовного дела с участием присяжных заседателей имеют лица обвиняемые в совершении определенной категории преступлений, предусмотренных действующим уголовным законом.

В частности, согласно ст. 30 Уголовно-процессуального кодекса РФ, регламентирующей вопросы состава суда при рассмотрении уголовных дел, на уровне районного суда таким правом обладают лица, обвиняемые в совершении ряда перечисленных в указанной норме закона преступлений. Из них наиболее распространенные это убийство и причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть человека.

Помимо категории преступления, в котором обвиняется лицо, важным условием является позиция самого обвиняемого. Только при его желании на рассмотрение дела с участием присяжных заседателей, и при наличии своевременно заявленного об этом ходатайства, дело будет назначено к рассмотрению с присяжными заседателями.

Суд с участием присяжных заседателей осуществляется с участием профессионального судьи, полномочия которого и присяжных заседателей разделены.

Вопрос оценки доказанности фактических обстоятельств преступления, которое инкриминируется лицу, относится к компетенции коллегии присяжных. Вопросы же организации судебного заседания, соблюдения его процедуры, разрешение возникающих процессуальных вопросов, требующих специальных познаний, отнесены к компетенции профессионального судьи.

Присяжных заседателей еще называют судьями факта, так как основополагающие вопросы о доказанности события преступления, действий совершенных обвиняемым и его виновности или невиновности разрешаются ими, а не профессиональным судом. Поэтому основная задача коллегии присяжных заседателей непосредственно воспринимать и оценивать представляемые сторонами доказательства с разрешением вышеуказанных вопросов в совещательной комнате с вынесением вердикта по поставленным перед ними вопросам. Вопросы юридической оценки действий обвиняемого и назначения ему наказания в случае признания виновным присяжными не разрешаются.

В случае вынесения вердикта о доказанности факта совершения обвиняемым инкриминируемых ему действий и его виновности, председательствующий в деле профессиональный судья выносит обвинительный приговор, в котором разрешает юридические вопросы о квалификации действий обвиняемого, виде и размере наказания. В случае оправдательного вердикта присяжных председательствующий выносит оправдательный приговор.

Необходимо отметить, что существуют законодательные ограничения по участию граждан в качестве присяжных заседателей. Так, в соответствие со ст. 3 Федерального закона от 20.08.2004 года № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» присяжными заседателями не могут быть:

- лица не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;

- имеющие непогашенную или не снятую судимость;

- признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

- состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;

- подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;

- не владеющие языком на котором ведется уголовное судопроизводство;

- имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

Таким образом законодателем установлены как возрастной ценз, так и другие ограничения, которые направлены на необходимость обеспечения привлечения к осуществлению правосудия граждан, имеющих определенный жизненный опыт, способных по состоянию здоровья и определенному социальному статусу выполнять обязанности присяжного.

Следует также отметить, что отбор коллегии присяжных заседателей по конкретному уголовному делу осуществляется из числа граждан приглашаемых судом в рамках предусмотренной законом процедуры отбора. Данная процедура предполагает участие в ней стороны обвинения и защиты с возможностью задавать кандидатам в присяжные заседатели вопросов направленных на отбор лиц, не заинтересованных в исходе конкретного уголовного дела. В ходе отбора стороны вправе пользоваться правом на отбор кандидатов в присяжные заседатели.

Хотелось бы сказать жителям нашего района о том, что, к сожалению, не все граждане отзываются на приглашение суда принять участие в рассмотрении уголовных дел в качестве присяжного заседателя. Не всегда в районном суде удается своевременно сформировать коллегию присяжных и рассмотреть конкретное уголовное дело.

Материальные проблемы нередко являются причиной неявки граждан по приглашениям. Однако государство обеспечивает присяжных заседателей материально.

За время исполнения ими своих обязанностей суд выплачивает им за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере одной второй части должностного оклада судьи пропорционально числу дней участия в судебном заседании, но не менее среднего заработка по месту основной работы.

Присяжным возмещаются командировочные расходы, а также транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно.

На время исполнения обязанностей присяжного заседателя за гражданином по его основному месту работы сохраняются гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством. Увольнение присяжного заседателя или его перевод на другую работу по инициативе работодателя в этот период не допускается. Время исполнение обязанностей присяжного заседателя учитывается при исчислении всех видов трудового стажа.

В период исполнения обязанностей на присяжного заседателя распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей установленные действующим законодательством.

Добросовестное выполнение своего гражданского долга и участие в рассмотрении уголовных дел в качестве присяжного заседателя является очень важным фактором функционирования современной судебной системы и прямо связано с обеспечением законных прав всех сторон судебного разбирательства. Поэтому хотелось бы обратить внимание жителей района на данный вопрос и призвать их занимать более активную гражданскую позицию. Прийти по приглашению суда, честно и добросовестно исполнить обязанности присяжного заседателя.

Прокуратура Улаганского района

Дата создания: 28-02-2024
Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Закрыть

Выдержка из Закона N 124-ФЗ

Классификация информационной продукции

Глава 2. Классификация информационной продукции

Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 1 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

1. Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.

2. При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:

1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;

2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;

3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 3 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

3. Классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:

1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;

2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;

3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;

4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;

5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).

ГАРАНТ:

Об определениии возрастного ценза основной телевизионной передачи с учетом содержания сообщений "бегущей строки" см.информацию Роскомнадзора от 22 января 2013 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ часть 4 статьи 6 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу c 1 сентября 2013 г.

См. текст части в предыдущей редакции

4. Классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительных общеобразовательных программ, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством об образовании.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 5 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

5. Классификация фильмов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и законодательства Российской Федерации о государственной поддержке кинематографии.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 6 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

6. Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.

Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет

К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).

Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;

2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.

Статья 9. Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;

3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

Статья 10. Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;

4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;

5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.